Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы

Случайная репликация молекулы ДНК, возникшая из космического хаоса — или предначертанное свыше по воле Творца временное помещение бессмертной души в тленную телесную оболочку? Возврат материи в мир минералов —"…все в землю ляжем, все прахом будем", или необходимый шаг перед Божьим судом? Кто и при каких обстоятельствах вправе распоряжаться жизнью и смертью? Эти вопросы — вечные. До сих пор на них нет ответа, который устраивал бы всех. Они и сегодня занимают значительное место в искусстве и религии, в философской, исторической, этической, медицинской и других науках. Кроме того, даже прикосновение к проблеме жизни и смерти выступает квинтэссенцией чувств и эмоций индивидуума. Жизнь и смерть — понятия многоаспектные.

А - 2 Б -1 В-4 Г-3

Другое Человек неизбежно находит себя внутри ситуации, и своим жизненным проектом противостоит этой ситуации. Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой:

го бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного иссле- .. лигиозная концепция политеистических религий: жизнь и смерть есть за-.

Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты. Конечно, смерть другого всегда будет"примеряться" и на самого себя.

И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице. Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём. Пока не наступит самое последнее будущее, именуемое смертью.

Часть , Смерть.

Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера. Экзистенциализм, в различных формах, нашёл свое отражение в философии Росси, Германии, Франции, Испании. К наиболее ярким представителям данного направления относят М.

Предложеная в"Бытии и времени" концепция философии стала одновременно изначального страха и одиночества человека, обречённого на смерть и .. Другие выражения этой установки —"человеческое в человеке есть.

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками.

Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется. Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным.

Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы: В этом смысле концепцию жизни, присущую экзистенциализму Хайдеггера, можно охарактеризовать при помощи понятия, использованного Бернаносом: Между тем именно эта задача стоит перед интересующим нас типом человека: Это одна из наиболее примечательных черт нашего времени.

Без особого риска можно утверждать, что именно в этом состоит последний смысл экзистенциализма Хайдеггера, то есть экзистенциализма, не признающего открыто религиозных выходов.

БЫТИЕ К СМЕРТИ

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления.

Жизнь без страха смерти», я выписала оттуда цитату, с которой мы и начали собственной конечности позволяет мне ощутить полноту бытия. Контроль – это и есть иллюзорный способ, которым мы нередко.

Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Но как бы не объясняли рациональную необходимость смерти, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека. И посему проблема смерти и бессмертия волнует человека во все времена. Не могли обойти своим вниманием феномен смерти и религиозные мыслители. Если жизнь человека поддается определенному изучению, предсказанию, живой человек может каким-то образом влиять на мир, то смерть прекращает все эти отношения.

Смерть переводит человека за тот порог, за который не может заглянуть ни один из живущих. Следовательно, смерть не может быть истолкована сама из себя. Смерть может рассматриваться только или в своем отношении к жизни, или по аналогии с ней. Последняя аналогия чаще всего является сферой деятельности религии жизнь после смерти.

Однако рассмотрим концепции последовательно. Разумеется, пытаться вкратце изложить христианскую концепцию смерти было бы слишком самонадеянно. Исторические условия формирования новозаветной традиции и ее идейные источники достаточно известны.

Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н."реинкарнации"

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту. Умер Хайдеггер в г.

Жизнь без страха смерти» (). К этому В этом онтологическом смысле «бытие-к-смерти есть сущностно ужас» [1]. Однако.

От античности до Нового времени Историко-философский аспект Специальность Горького на кафедре истории философии Научный консультант: Бурханов; доктор философских наук, профессор В. Князев; доктор философских наук, профессор В. Федотова Уральская Академия Ведущая организация: Автореферат разослан 8 июня года. Ученый секретарь диссертационного совета Б.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ

Если бы мы были внимательней и мужественней, то смерть была бы нам родной, близкой и привычной. Митрополит Антоний Блюм Смерть - это стрела, пущенная в тебя, а жизнь - то мгновение, что она до тебя долетит. Смерть - исконная философская тема, такая же широкая как жизнь. Может быть, она не всегда явно звучит у того или иного мыслителя, но всегда является внутренней пружиной философских размышлений. Отношение к смерти, смысл смерти - основа решения мировоззренческих вопросов:

Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть, страх автореферат и «Покаяние есть корабль, а страх - его кормчий; любовь же .

Бытие к смерти и повседневность присутствия Выявление повседневного среднего бытия к смерти ориентируется на ранее полученные структуры повседневности. В бытии к смерти присутствие отнесено к себе самому как отличительной способности быть. Но самость повседневности это люди, конституирующиеся в публичной истолкованности, выговариваемой в толках. Они и должны тогда обнаруживать, каким способом повседневное присутствие толкует себе свое бытие к смерти.

Фундамент толкования формируется всякий раз пониманием, которое всегда бывает также расположенным, то есть настроенным. Как люди, понимая, относятся к наиболее своей, безотносительной и не-обходимой возможности присутствия?

Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера

Шестова, в которых многие положения экзистенциализма уже нашли свое выражение. По его мысли, это связано с тем, что, совершив замечательные открытия, наука воплотила их в инструменты технического господства над природой, в насилие над ней, ради получения материальных благ выгоды. Видящий в мире лишь источник получения все новых и новых предметов потребления, человек теряет все остальные измерения бытия, не замечая, что его деятельность угрожает его собственному существованию.

Между тем данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не говорят о бытии. С точки зрения Хайдеггера, пауки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными областями, которые описываются в родо-видовых определениях.

страх, решимость, бытие-к-смерти, совесть, ис- тину, временность, историчность и др. Экзистен- ция же есть интенциальное.

Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва формируются социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения тела умершего. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С. Развитие античной философии как формы рационального в противоположность мифологическому осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило глубже подойти к пониманию С.

Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. В христианской религии вера в загробную жизнь воскрешение в определенной мере освобождает человека от страха С. Девиз философов-стоиков лат. В основе марксистско-ленинского понимания проблемы С. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Полное преодоление идей обреченности и отчаяния перед лицом С.

Такое мировоззрение исходит не только из неповторимости человеческой жизни и личности, их самостоятельной ценности, но и из сознания дальнейшей независимости от воли людей совершенных ими поступков, продолжающих свое существование в результатах и последствиях человеческих дел и выводящих содержание и смысл жизни человека за ее чисто физиологические, природные пределы.

Смерть как биологическое понятие С. Лишь простейшие одноклеточные организмы способны делиться, в принципе, до бесконечности. Смысл смерти — создать условия для развития, обогащения жизни, так как родовой в том числе и социальный прогресс возможен лишь в форме постоянной смены индивидов — временных и реальных воплотителей родовых свойств и отношений.

Страх смерти - основной инстинкт!